Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Долина ОртоБалаган.
Из истории исследования пещеры. 2000 год, август. Первый километр в Крубера.
Подготовка к экспедиции.
Экспедиция 1999 года в пещеру Крубера-Воронья завершилась прорывом сразу в двух направлениях. В ветке названной Некуйбышевская мы спустились до глубины 500 метров и дальнейшее прохождение остановилось в огромном зале на дне 100–метрового колодца. В крупноглыбовом завале, куда уходил ручей, проход не был найден. В «Верхней» (позже названной «Основная») ветке нам удалось спуститься до глубины 750 метров, и пещера продолжалась…
Планируя экспедицию 2000 года, я внимательно изучал информацию о ближайших к Крубера глубочайших пещерах Арабики. Пещера Куйбышевская на глубине 1110 метров заканчивалась огромным залом с завалом на дне, Генрихова Бездна на глубине 800 метров соединяется с Куйбышевской, в Илюхинской глубже 1000 метров начинаются сифоны. Несложный анализ подсказывал, какие перспективы могут нас ждать при исследовании пещеры Крубера. Скорее всего, условно простое прохождение до глубины 1000 – 1100 метров, а дальше нужно готовиться к серьезному препятствию. Завалу, или сифону. На случай везения добавили еще 100 метров по вертикали и стали готовиться к штурму пещеры глубиной 1200 метров. В расчете на эту глубину было закуплено и подготовлено снаряжение, сформированы подземные лагеря, продуман тактический рисунок проведения предстоящих работ. Все усилия планировалось сосредоточить на ветке -750 метров, ветка Некуйбышевская пока оставалась без внимания.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Начало экспедиции. Все веревки еще на поверхности. Руководитель вещает о планах.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Снежники долины Орто Балаган.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Лагерь экспедиции.
Состав группы
В те времена мы были сторонниками работы и жизни в экспедициях автономными экипажами. Каждый экипаж на поверхности и под землей жил, питался и работал отдельно (автономно) от других экипажей. При такой организации работы и быта было много плюсов, но были, конечно же, и минусы, на которые мы тогда старались не обращать внимание.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Алексей Жданович.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Алексей Жданович торопиться в пещеру)))
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. саша Дрижирук возвращается из пещеры.
Итак, в первый экипаж вошли, кроме нас с Юлей, наш коллега по станции юных туристов, живущий в небольшом райцентре полтавской области - Котельве, Саша Дрижирук, и опытный спелеолог, воспитавший не одно поколение юных спелеологов, Оля Рязанова. Оля раньше жила в городе Новая Каховка, но теперь переехала с семьей в Киев.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Слава Украине!
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Героям слава!
Второй экипаж состоял из спелеологов Ужгорода. В него вошли Леша и Вера Ждановичи, принимавшие участие в прошлогодней экспедиции, а также очень спортивные и сильные ребята Миша Левинец и Виталий Галас.
Третий экипаж сформировали киевляне: Романенко Андрей, и двое Александров Карпеченко и Смаковенко.
Работа в пещере.
Пещерная часть экспедиции состояла из трех этапов.
Первый этап - подготовительный. В течении этого этапа:
- мы восстановили навеску в пещере до -750 метров
- сделали топосъемку с поверхности до -750 метров
- построили лагерные площадки под две палатки на глубине -500 метров под Большим каскадом
- были также проведены разведки Северного притока протяженность 200 метров (приток выходит в Старую часть на глубине 255 метров) и меандра «Улыбка» (вход в меандр – окно в колодце К 110 в Основной ветке.
- начаты саперные работы по расширению узостей в привходовой части пещеры.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Организация навески в пещере.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Жданович Вера. Строительство площадки для ПБЛа на –500 метров.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Андрей Романенко расширяет узость.
Второй этап – первопрохождение. Второй этап начался «переездом» в подземный лагерь на -500 метров первых двух экипажей. Три штурмовые двойки, сменяя друг друга работали на первопрохождение и оборудование отвесов, и одна двойка (Юля, Оля) занималась топосъемкой пройденных участков. Пещера продолжалась сериями каскадов по 30 - 40 метров, разделенными между собой непродолжительными меандрами. Спокойно, с чувством сдержанного энтузиазма был пройден километровый рубеж. Пещера продолжалась, и это было главное. В последний штурмовой день экспедиции тройка спелеологов вышла к семидесятиметровому колодцу, который вывалился в зал. До дна колодца не хватало несколько метров веревки и поэтому пришлось навеску завершить тремя педалями с жумарами, встегнутыми по очереди друг в друга.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Первая группа перед спуском в пещеру.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Перекус в пещере на глубине 500 метров.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Лагерь экспедиции.
Вот мы и спустились на запланированную в экспедиции глубину 1200 метров в последний разведочный выход и с последним снаряжением. Действительно дальнейший путь преграждал каменный завал…
Но завал был неожиданно быстро пройден и мы оказались у очередного колодца глубиной 20-25 метров… Пещера продолжалась, к такому сюрпризу мы оказались не готовы. Об этом мы даже и не мечтали…
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. В гостях у Дяди Коли возле пещеры Вентилятор.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Досуг в подземном лагере.
Фото: ЮЛИЯ ТИМОШЕВСКАЯ. Досуг на поверхности.
Третий этап – выемка снаряжения, прошел без осложнений. Всю веревку было решено оставить в пещере для будущих экспедиций. Железки в те времена в пещере мы еще не оставляли.